С января 2018 года пособие по инвалидности l группы составляет 54 306 тенге.
В Сети разгорелись споры по поводу содержания людей с ограниченными возможностями и средств, которые следует выделять государству на поддержку парализованных людей. По подсчетам члена Центрального совета МК «Жас Отан» Нияза Сундиталиева, ежемесячные расходы парализованного человека составляют 210 тысяч тенге. В них входят услуги сиделки, массаж, ЛФК, лекарства, продукты питания, коммунальные услуги и прочее, передает Today.kz.
С января 2018 года пособие по инвалидности l группы составляет 54 306 тенге.
Сундиталиев считает, что пособие для людей со 100-процентной нетрудоспособностью должно быть на уровне среднемесячной заработной платы.
«По поручению Главы государства была внедрена программа по квотированию рабочих мест для лиц с ограниченными физическими возможностями, и, несомненно, эта мера является значимой и весомой поддержкой, но, к сожалению, эта программа обошла стороной людей со 100-процентной нетрудоспособностью. В министерстве труда и социальной защиты должны внести свои предложения по мерам поддержки людей со 100-процентной утратой трудоспособности», – написал Сундиталиев.
С ним не согласилась инвалид I группы Айслу Асан. Девушка считает, что если инвалид не лежачий, то он вполне может обеспечивать себя самостоятельно, найдя подходящую работу.
«Да. Есть лежащие, которым нужна сиделка и эти процедуры. Но много же тех, кто способен работать. Для «колясочников» самая большая проблема — это жилье, пятый этаж без лифта. Ну тогда работай дома — вяжи, набирай текст, обучай, постарайся освоить интернет-профессии. Ищи свой способ. Не жди, когда дяди предложат тебе работу», –написала Айслу Асан.
Нужду и иждивенчество девушка считает унизительным.
«А то пишут: «Больные, бедные, нуждающиеся». Это унизительно! Говорят: «Вам легко сказать, вы позитивная». А я просто 14 лет инвалид и что-то в этом понимаю. Я против иждивенчества. И если пособия значительно вырастут, мы так и будем ныть и вызывать жалость. Вот если государство создаст доступную среду и возможность работать, это будет лучшей заботой о нас», – считает Айслу Асан.
Мы взяли комментарий у советника акима Алматы по правам инвалидов Вениамина Алаева по этому вопросу. Он считает, что основная проблема заключается не в размере пособий а в качестве трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
«Если человек имеет работу, то он может перекрывать свои затраты заработной платой. У нас, по официальной статистике, в прошлом году было 266 тысяч трудоспособных людей с ограниченными возможностями. Но менее половины из них реально трудоустроены. Проблема в том, что людей с инвалидностью, которые могут работать, никуда не берут. Даже тех, у кого хорошее образование, у кого свободный английский, даже им трудно устроиться. А ведь еще есть люди без образования. У них просто нет свободного доступа к высшему образованию из-за инфраструктурных барьеров.
Во многих университетах нет лифтов, адаптированных туалетов, материалов, написанных шрифтом Брайля, и прочего
Сейчас у государства есть центры занятости в каждом городе. Но тем не менее не все люди с ограниченными возможностями трудоустроены. Реально трудоустроенных людей, которые держатся на своем рабочем месте продолжительное время, единицы», – отметил советник акима Алматы.
Чтобы понять, какие затраты несут парализованные инвалиды и хватает ли им государственного пособия, мы обратились к депутату городского маслихата Алматы Ляззат Калтаевой, которая и сама является инвалидом-колясочником.
«Парализованные бывают разные, меня тоже можно назвать парализованным человеком, я не хожу, передвигаюсь на коляске. Но есть лежачие люди, они не могут обслуживать себя, не могут даже присесть. Поэтому и сумма, которая необходима для жизни, будет меняться. Допустим, по уходу за мной. Если брать активного человека на коляске, то мне дороже, чем обычному жителю города, обходится транспорт, потому что приходится ездить на такси. Желательно ездить на «Инватакси», но это усеченная услуга – только в будние дни, в определенные часы, и нельзя совершать больше двух поездок в день. А так как жизнь заставляет двигаться гораздо больше и чаще, и это бывает внезапно, в выходные, то в таких случаях людям, у которых нет машины или родственников с машиной, приходится ездить на такси.
Мне не нужен уход сиделки, но нужны услуги личного помощника
Государство платит за это 54 тысячи тенге. Еще я получаю пособие в размере 54 тысячи тенге. Итого уже получается порядка 110 тысяч. Как любому человеку, у которого есть какие-то сопутствующие заболевания, мне приходятся тратить деньги на лекарства. Есть люди, которым нужно делать регулярные перевязки. Возможно, они платят медсестре за них, а еще за уколы, системы… На это еще уходит как минимум тысяч 20″, – сказала Ляззат Калтаева.
Депутат также добавила, что государство выдает инвалидам по две коляски раз в несколько лет: одну – для дома, другую – для улицы.
«Но я не могу ездить на тех колясках, которые, по крайней мере до недавнего времени, предоставлял собес. Я сама себе купила коляску, она стоит порядка двух тысяч евро. Ее мне хватит лет на семь», – сказала депутат.
Она отметила, что если бы не работа, то покрывать свои расходы только пособием было бы крайне трудно.
«Я вообще не могу представить, как этих денег может хватать. Элементарный расчет: за квартиру я плачу около 30 тысяч. Если бы не работала, то пришлось бы отказаться от Интернета и вообще ужаться не знаю до каких величин, сократить потребности в питании, лечении.
Многие живут только за счет родных, которые им в чем-то помогают
Желательно повысить сумму пособия, но это не может идти бесконечно. Должны быть определенные границы, которые будут создавать для инвалидов мотивацию к работе. Большая часть людей с инвалидностью может работать. Но они не знают своих возможностей. Им кажется, что они не смогут. Для этого нужно разрабатывать целую программу, которая будет включать в себя раннюю профессиональную реабилитацию, чтобы человек не зарылся в себе и не пропал на несколько лет. К тому моменту, как он понимает, что инвалидность никуда не денется и нужно жить дальше, у него уже потеряны профессиональные навыки, информация устарела, утрачены навыки социализации и коммуникаций. Нужна целая система реабилитации, сейчас в нашей стране мы только начинаем об этом говорить», – поделилась Ляззат Калтаева.
Женщина считает, что в первую очередь необходимо обеспечить равенство в вопросе трудоустройства и условий для развития бизнеса. И, конечно, переделать городскую инфраструктуру таким образом, чтобы люди с ограниченными возможностями могли свободно передвигаться.
Редакция Today.kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из предложенных вариантов ответа, либо высказать мнение в комментариях.
Стоит ли повышать пособия для инвалидов I группы в Казахстане?
Да, 54 тысячи тенге – копейки. Нужно приравнять пособия к средним зарплатам
Повысить нужно, но основной упор надо делать на трудоустройство инвалидов
Нет, денег в бюджете и без того не хватает, инвалиды пусть ищут работу
Оставлю свой вариант в комментариях